Дети исследуют: концепция естественного образования

Это не новая концепция.
Каждый человек начинает с этого - входя в этот мир. Он исследует его. А затем, постепенно, заботами накатанных общественных стереотипов, он принуждается к обучению взамен исследования. К обучению, как подражанию и поверхностному коллекционированию технологий "правильной" жизни, взамен поиска разумного баланса между пробами (ошибками), заимствованием отработанных технологий и попытками их переосмыслить, проверить, улучшить, отбросить, выбрать иначе.

Что такое исследование?
Это обучение с высокой степенью свободы. Свободы лично сталкиваться с естеcтвенным сопротивлением материала познанию, сталкиваться с озарениями. Обычный эволюционный процесс.

Готовые структуры, такие как, например, семантика языка, разложенная на корни, суффиксы и т.п. - вопреки ожиданиям встречают сопротивление детей. Явно или подсознательно, они ожидают просто интересный материал. Чтобы самостоятельно и в обсуждении со взрослыми обрабатывать его. Естественным образом приводить к эффективным внутренним структурам. Способ, которым делает это каждый отдельный ребенок может весьма отличаться от того, как это делает другой. За некоторой значительной внешней похожестью людей кроются порой ещё более значительные разницы. Эволюция каждого существа начинается раньше школы, раньше рождения и она - индивидуальна. У каждого человека своя скорость, свой порядок в познании мира. Да, есть большие, общие совпадения. И от того ещё интереснее поиск разумных, общих и частных границ в технологиях обучения. Так, что бы никого не тормозить, не торопить тоже.

Как вообще, дети начинают?
Ходить, говорить, играть, совмещать, разъединять, делать выводы, хитрить, отстаивать, идти на компромиссы? Они смотрят, они анализируют, они "строят" себя. Свою физику, эмоциональность, интеллект. Свои способы взаимодействия. В первые годы жизни ребенок осваивает базовые, сложнейшие вещи. И все это - без учителей. Да - с родителями. Да, с их помощью. Но без учителей. В общении, наблюдении и действии. Человек оснащен для этого, его выковала таким эволюция. Не стоит преувеличивать сложность последующих знаний, навыков. Почти вся нижняя треть мозга человека, в итоге, занимается тем, что реализует возможность прямохождения: баланса, устойчивости, координации и безопасности этого процесса. По сравнению с этим навыком, все остальное, что остается освоить человеку, проще. Поэтому не стоит преувеличивать. Не стоит пугать детей сложностью жизни. Ровное, (достаточно всесторонне) развитие и вдохновение делают человека и мир взаимно интересными друг другу. А это многое упрощает.

С какой стати ребенок, покидая школу, будет волноваться за свое будущее?
Если к этому моменту он уже оснащен знаниями и навыками, соответствующими реальности, если его мышление - технологично, готово к тому, чтобы перерабатывать к общей гармонии разнообразие возникающих на пути ситуаций. Мало кому так повезло, вспомните этот период своей жизни: откуда это беспокойство, неуверенность в том, что всё будет хорошо? - Оттуда, что существующая система образования изолирована от реального мира. Она не занимается совместными с ним исследованиями, не использует отлаженные внешним миром - инструменты. Она стагнирует в своей замкнутости. Не желает развиваться соосно реальности, прячется от неё. И каким-то образом мы чувствовали это тогда и мы знаем это, хоть уже и задним числом, сейчас.

Неразумно просто рушить то, что налажено и давно работает.
Пусть даже и с весьма массивными недостатками. Разумно "возводить новую систему" рядом. Такую систему, что будет заниматься развитием в детях креативного начала, технологического мышления, неподдельного интереса к миру и жизни в нем. Т.е. того, чем школа не занимается по настоящему.

Практически. С разумной (родной) высоты полета человеческой мысли - вот так выглядит один из вариантов реализации концепция естественного образования:



Это сочетание могло быть другим. Например, если бы статью эту написали другие люди. Владеющие другим актуальным набором технологий на очень приличном уровне. А вот именно в этих "территориях", было практически выяснено, что:

Есть три значимо отдельные, но пересекающиеся области знания, которые дают ребенку примерно 180 градусов из общего "веера" направлений развития. Остальные 180 - это по-прежнему школа, музыка, рисование, фильмы, игры и... физическое развитие. Человек думает не только мозгом. Мышление человека мотористично. До своих базовых высот оно развивалось в движении и продолжает зависеть от него. От гармоничности развития физики ребёнка значительно зависят его интеллектуальные способности, эмоциональность, устойчивость психики. Его дипломатичность и, одновременно, настойчивость. Уверенность в своём совершенстве.

Важно понимать, что детям не нужно всё.
А нужно то, что потенциально содержит в себе многое. То, что качественно сочетает в себе разносторонние возможности развития, провоцирует его. Ребенок не будет изучать все подряд, но захочет выбрать из по настоящему интересных направлений.

На нашей картинке малиновые кружочки - это дети. После первых вводных занятий они свободны выбрать то, что им интересно для дальнейшего исследования. То, что интересно - для начала. А будет и продолжение... Как облака вокруг центра циклона - они, каждый со своей скоростью, будут вращаться вокруг выбранной области интереса, выделяя в ней интересны и[или] актуальные для себя части. Такое образование похоже на взаимодействие "вихрей" (так ведут себя и группы детей на детской площадке). Такая структура подобна схемам, по которым работают исследовательские коллективы крупных, развитых институтов и рабочие, исследовательские группы высокотехнологичных компаний.

Откуда это взялось?
Из природы человека. Это древнейший, эффективный способ объединения людей вокруг общего(щих) интереса(сов) ради достижения частных целей в гармоничном сочетании с общими. Самой природе человека свойственно вращение вокруг центра интереса, будь это даже другой человек или он сам. Значимые, интересные, насыщенные центры интереса вовлекают множество людей - образуют "вихри". Есть и другие схемы объединения людей. Эффективность многих из них убывает, как и чистота целей.

Вращаясь вокруг одного выбранного центра, дети естественным образом, на время, насыщаются им и заинтересовываются другими "вихрями". Тогда они перетекают к новому центру интереса. Некоторое время пребывают там и обычно возвращаются обогащенные новым знанием и озарениями: как им его использовать, как сочетать со своим основным интересом. Возвращаясь, они обогащают и других, словно разведчики знания.

Посмотрим на это в анимации:

Через некоторое время ребенок может вообще сменить точку интереса. Человеку естественно самому решать чего и сколько он хочет знать. Часто - это и есть то, и столько, сколько ему необходимо в данный момент времени. Таким образом ребенок продвигается к пониманию, что развитие себя - это самостоятельный процесс, вполне базирующийся на желании сделать себя и мир лучше.

Что такое - преподаватели, в данном случае?
Провокаторы развития. Например - профессионалы, эффективно (в том числе без физического и эмоционального истощения), проявляющиеся в одной или нескольких областях. Люди с реальным, живым опытом. Они понимают насколько детям важно переоткрыть многия явления - самим. Скучно быть просто пользователем того, что уже реализовано. Преподаватель прививает детям навыки самостоятельного обучения, показывает как: намечать себе точки интереса, эффективно просеивать базы знаний (веб, книжки). Просеивать, абсорбируя не всё, но настоящее - действующее. Отсеивать хлам - горы мутных, нескладных псевдознаний, маскирующих свою пустоту сложностью освоения.

Можно подумать, что всё это направляет ребенка сугубо к высоким технологиям.
Но нет. Навыки, приобретаемые человеком, если они настоящие - распространяются на все сферы, на всё, с чем он столкнется. Это прививка технологичного мышления, созидательного. И тогда, человек многое уже воспринимает трансформируемым к большему удобству, эффективности, гармонии. Будь это перестановка мебели, управление людьми, наладка станка, обработка дерева, изготовление хлеба, формирование некой новой концепции общепита, создание проекта дома или его воплощение. Нет каких-то обязательных пределов. Такой человек развивается - постоянно. И это не значит, что он куда-то спешит, наоборот. Он спокоен, разумен, динамичен и устойчив одновременно. Естественно, что существует немало других сочетаний дисциплин (интересов). Но так же естественно, что их количество и не слишком велико. Ведь цель вполне бесспорна: разум, гармония, адекватность, эффективность...

Конечно, лучше всё делать вовремя, когда это возможно.
Не стихийное, но уже выражено структурное раскрытие творческого потенциала у детей начинается в диапазоне от 11 до 14 лет. Пропустить, а потом спровоцировать такой переход в более позднем возрасте - намного сложнее. У каждого существа есть индивидуальная программа развития. И самое лучшее (эффективное), что можно сделать - это соответствовать ей. Не торопить и не тормозить. Наблюдать и выяснять: к чему проявляется интерес в данный момент? Т.е. можно сказать, что до определенного момента программа развития существа, его эволюция - много умнее самого существа. Продвигаясь в ней, человек приближается к всё более полному познанию себя. К разумному, созидательному взгляду на мир. К возможности осознанно выбирать пути развития. Формировать их.

Всё.